ОБСУЖДАЕМ СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ЦЕНТРА

СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК КУДРИНУ А.Л.

Уважаемый Господин Кудрин !

Свое обращение к Вам хочу начать со слов Президента Российской Федерации :

“Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния – для России непозволительно.Нам нужна новая экономика,с конкурентноспособной промышленностью и инфраструктурой,с развитой сферой услуг,с эффективным сельским хозяйством… Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления…”

Это было сказано в программной статье Путина В.В. “Нам нужна новая экономика” в газете ‘Ведомости” в 2012г. перед выборами Президента РФ.

Прошло 5 лет,”новой”экономика не стала.Стратегия 2020,разработанная по поручению Президента РФ,не стала Стратегической программой развития экономики России и не была доведена до проведения реформ.

И,сейчас у Правительства нет единой программы стратегических действий.Экономическая политика носит тактический сиюминутный характер.

А сейчас грядут новые выборы Президента РФ и проявляется активность в разработке Программ стратегического развития экономики России.

По поручению Премьер-Министра РФ ведется разработка Стратегии 2030.Столыпинским клубом разрабатывается программа “Экономика роста”.Президентом РФ Вам поручена разработка Программы новой стратегии развития России на 2018-2024.

Как и будет ли координироваться разработка Программы Центра Стратегических Разработок (ЦСР) с разработками Правительства РФ и Столыпинского клуба и возможно ли это?

В настоящий момент видно,что при разработке разными группами экспертов предложений по развитию экономики России на долгосрочный период главной проблемой остается несогласованность и неопределенность в направлениях реформирования и отсутствие видения будущего российской экономики.

Цель моего обращения к Вам - показать на примере одной страны, как можно,имея долгосрочную,последовательную и целеустремленную Программу развития добиться стабильной экономики с достойным благосостоянием граждан и их высокой социальной защищённостью.

А страна эта – Австралия, которая также богата полезными ископаемыми, как Россия, с той лишь разницей, что Россия характеризуется, как страна с сырьевой экономикой, а Австралия –с высокоразвитой

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ

ВВП является главным индикатором национальной экономики, определяющим состояние экономики и уровень благосостояния нации.

В австралийской экономике доля малых и средних предприятий составляет 99,7% от общего количества(малый бизнес-96%),их вклад в ВВП-58%,а количество работающих-70% от всего трудоспособного населения(малый бизнес соответственно – 36% и 47%).

Это взаимосвязано со структурой ВВП,в которой доминирует Сектор услуг, на который приходится 73,5% ВВП и 78,9% трудоспособного населения, Сектор производства (обрабатывающая промышленность,добыча полезных ископаемых,строительство,сельское хозяйство) соответственно – 26,5% и 21,1%.

Такое сбалансированное соотношение секторов услуг и производства обеспечивает стабильность австралийской экономики с непрерывным ростом ВВП.

Этого удалось добиться за счет многолетнего последовательного реформирования австралийской экономики по структурному изменению региональных экономик с учетом специфики регионов,переквалифицирования и обучения кадров,взаимодействия с Федеральным центром.

При этом рост ВВП составил в млрд.USD: 2000г.- 400,2006г.- 746,2010- 1140,2013- 1500.

Рост доли Сектора услуг – 1960г.- 30%,2000г.- 50%,2010г.- 74,5% с соттветствующим падением доли обрабатывающей промышленности – 1960г.- 30%,2000г.- 12%,2010г.- 8,2% За 50 лет - с 1960г по 2010г. доля Сектора услуг в ВВП выросла с 30% до74,5%..В2015г. – Сектор услуг- 73,5%,обрабатывающая промышленность- 6,6%,добыча полезных ископаемых- 9,3%.

В Австралии наибольший вклад в ВВП имеет Социальный сектор – 17,5%(медицина,образование,социальная помощь),в котором занятость составляет 25% от всего трудоспособного населения.

В России наибольший вклад в ВВП имеет оптовая и розничная торговли – 17,3%.В Австралии доля торговли в ВВП почти в 2 раза меньше – 9%.

Стратегия 2020:

“Экономика ближайшего будущего будет пост-индустриальной,в ее основе-сервисные отрасли,ориентированные на развитие человеческого капитала:образование,медицина,информационные технологии,медиа,

дизайн”.

Австралии для этого понадобилось 50 лет последовательного реформирования

экономики.

Но когда это ближайшее будущее наступит в России,в которой сейчас в структуре ВВП доля малых и средних предприятий составляет 21%,а количество занятых 25% от общей занятости?

ВВП России в 2016г. составил 1300 млрд.USD,что сравнимо с ВВП Австралии,численность населения которой более,чем в 6 раз меньше,чем в России.

Это одна из ключевых проблем реформирования российской экономики,

требующая безотлагательного решения – структурная перестройка экономики с

созданием сервисных отраслей и малого бизнеса в ее основе,без чего полноценной Программы развития быть не может.

Найдет ли это отражение в Программе ЦСР с конкретно предложенными стратегическими действиями Государства и результатами на краткосрочный и долгосрочный периоды?

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП.

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП в России – 15,6%,в Австралии - 6,6%.

Реальная экономика показывает, что по данным Федеральной налоговой службы России, добавленная стоимость в экономике России с 2011 по 2014г.г., посчитанная по всем компаниям России, выросла всего на 1% за счет торговли, а в обрабатывающей промышленности добавленная стоимость сократилась почти на 7 трлн.руб. С 2011 по 2014г.г. доля обрабатывающей промышленности в структуре добавленной стоимости сократилась на 12%.

В тот же период зарплата в промышленности увеличилась на 58%. Т.е. доля зарплат в ВВП повышается, добавленная стоимость сокращается, товаров больше не производится, а ВВП растет.

А что дает такой рост ВВП? Это иллюзия роста и означает кризис экономики, который не связан с ценами на нефть и который антикризисными планами не решить.

У нас доля зарплаты в структуре ВВП 52%, сопоставима с Австралией - 54%, США - 56%. Но мы значительно уступаем развитым странам в доле зарплаты в себестоимости продукции. В России средняя доля затрат на оплату труда в себестоимости 20-25%. В тяжелом машиностроении 8-15%, общем машиностроении 12-33%, химической промышленности 12%. Структура затрат в Российской Федерации за 2012г.-затраты на оплату труда - 17,4%, материальные затраты - 58,8%, отчисления на социальные нужды - 4,6%, амортизация - 4,2%, прочие затраты - 15%.

В Европе, Австралии доля затрат на оплату труда 50-60%, в США 75-80%.

У нас в структуре ВВП зарплата в несколько раз больше, чем в себестоимости продукции. Это значит, что в России на производствах низкооплачиваемые рабочие места с низкой производительностью и соответственно минимальная добавленная стоимость. В экономически развитых странах на производствах высокие зарплаты и высокая добавленная стоимость.

Вот она и есть та самая производительность труда, по которой мы уступаем развитым экономикам в 3-4 раза.

Если посмотреть на уровень зарплат, то становится понятно, что приблизиться к этой производительности при структуре нынешней экономики нам не удастся ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем.

Медианная зарплата (50% работающих зарабатывают больше этой зарплаты, 50% - меньше) в России -23548 руб., а медианный доход - 14240 руб., т.е. доход половины населения меньше 14 тыс. руб., а в среднем эта половина имеет доход около 11 тыс. руб.В долларах США при цене 50руб./USD – медианная зарплата в России – 470 USD,в Австралии – 3770 USD,медианный доход в России – 285USD,в Австралии – 2500USD.

О каком росте производительности может идти речь при таких зарплатах, когда из этой половины 23 млн.чел. находятся за чертой бедности?

Центр Стратегических Разработок,проведя в рамках программы “Стратегия развития страны 2018-2024” исследование “Анализ важнейших структурных характеристик производственных мощностей обрабатывающей промышленности России”,опубликовал на сайте ЦСР “Основные выводы доклада о состоянии обрабатывающей промышленности в России”,обозначив,как тему “важную,как с точки зрения уточнения параметров текущей экономической политики,так и в рамках разработки социально-экономического развития страны на десятилетия вперед”.

Отмечено,что тенденция при оценке уровня загрузки мощностей свидетельствует об ориентации обрабатывающей промышленности на сырьевые и технологически примитивные производства,а формально наблюдаемая модернизация ряда машиностроительных секторов связана с развертыванием технически простых сборочных производств.При такой характеристике неубедительна оценка среднего значения доли неконкурентноспособных производственных мощностей – 13-14%.

В представленном материале ничего не говорится о номенклатуре выпускаемой на этих мощностях продукции и ее уровне,производительности и уровне технологии.И, главное, ничего не сказано что же делать дальше.

Из этих материалов видно,что ЦСР владеет поверхностными данными о состоянии обрабатывающей промышленности России,которые не могут служить базой для разработки стратегических действий Государства по сохранению и развитию конкурентноспособных промышленных производств с высокой добавленной стоимостью и высоким уровнем зарплат,что определяет высокий уровень экономики развитых стран.

ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В России большая часть Федерального бюджета формируется за счет косвенных налогов-2015-61,2%,2016 – 58,2%(НДС-32,1%,таможенные пошлины -21,9%,акцизы-4,2%),в Австралии за счет прямых налогов – 65,3%(налог на доходы физических лиц-48,3%,налог на прибыль предприятий и добычу нефти и газа-17,0%.

В Австралии доля косвенных налогов – НДС - 15,5%,таможенные пошлины – 3,4%.

Из прямых налогов обращает внимание большая разница в доле прибыли предприятий в доходной части бюджета - Россия-3,1%, Австралия-16,6%.

Косвенные налоги, от которых нельзя уклониться, так как они являются надбавкой к цене, - оптимальный инструмент наполнения бюджета в условиях нестабильной экономики. Если 25 лет назад, когда формировалась налоговая система России в условиях высокого уровня инфляции, это было необходимо, то сейчас это – продолжающаяся нестабильная экономика.

В странах с высоким уровнем экономики большая часть бюджета формируется за счет прямых налогов и доминирующим в налоговой системе страны и важнейшим источником бюджетной системы государства является налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

В России НДФЛ, являясь федеральным налогом, полностью передан в региональные и местные бюджеты, чего не увидишь ни в одной высокоразвитой стране. Его роль в формировании доходной части российского бюджета, в отличие от высокоразвитых стран, незначительна – всего около 10% в общем объеме доходов консолидированного бюджета.

В результате передачи НДФЛ в регионы во всех сферах социальных расходов происходит перераспределение ролей между федеральным и региональными уровнями, которое показывает неуклонный рост роли регионов со снижением роли Федерального центра и неопределенную управляемость бюджетного регулирования социальной политик

Доля социальных расходов составляет более 60% от всех расходов бюджетов регионов.Решающим образом от состояния региональных бюджетов зависят здравоохранение и образование,которые на 70-80% финансируются из региональных бюджетов.

При необеспеченности сбалансированности федеральных и региональных расходов Государство передало регионам НДФЛ,а с ним и часть своей главной функции и ответственности за проведение социальной политики в области социальной защиты населения,здравоохранения и образования.

Доля безвозмездных поступлений Федерального центра в доходах регионов в России составляет 17,6%,на душу населения 10561 руб. или 210 USD,в Австралии соответственно-45% и 3350 USD.Необходимость увеличения трансфертов Федерального центра в регионы России актуальна,но не выполнима без реформирования экономики.

Существующая финансовая система России,базирующаяся на существенном перевесе доли косвенных налогов,бесперспективна.Такая система не создает условий для финансового подъема,ориентирована на малый рост ВВП,низкие доходы населения и уровень потребления,при которых доходы от прямых налогов недостаточны.

Чтобы избежать сырьевой зависимости бюджета необходимо развитие несырьевых отраслей,что неизбежно приведет к увеличению доли прямых и снижению доли косвенных налогов.

В разрабатываемую ЦСР Стратегию должна быть включена долгосрочная Концепция развития налогов,основанная на развитии несырьевых отраслей,малого и среднего бизнеса и увеличении прямого налогообложения с постепенным выходом на оптимальный уровень соотношения прямого и косвенного налогообложения и распределительных финансовых функций между Федеральным центром и регионами.

РОЛЬ СЫРЬЕВОГО СЕКТОРА В ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В Российском бюджете 2016г.-43,9%(налог на добычу полезных ископаемых-26,6%,таможенные пошлины-17,3%).С 2011г. по 2014г. эта доля составляла 50-51%.

В Австралийском бюджете-9,5%(налог на прибыль добывающих компаний-5,7%,

налог на добычу нефти и газа-0,4%,таможенные пошлины-3,4%).

Вот и разница сырьевой и высокоразвитой экономики стран богатыми сырьевыми ресурсами – 51% и 9,5%.

Как при такой зависимости - половина доходной части бюджета-можно обеспечить стабильность Российской экономики и обеспечить качественный рост?

При такой зависимости спасение экономики и бюджета – дешевый рубль,а Правительство при этом управляет не экономикой,а девальвацией национальной валюты.

В разделе “Экономическое развитие” Cтратегии развития страны 2018-2024 ЦСР так определяет направление совершенствования структуры экономики:”для структурного маневра в экономике необходимо создание условий для развития несырьевых отраслей за счет использования традиционных конкурентных преимуществ РФ,а также снижения издержек,повышения конкуренции,внедрения инноваций и улучшения институциональной среды”,т.е. ЦСР в настоящее время находится в стадии определения исходных данных для разработки конкретных предложений по структуризации экономики и развития несырьевых отраслей.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НДФЛ)

В России ставка НДФЛ является фиксированной – 13%, вне зависимости от уровня обеспеченности населения, что противоречит п.1 ст.3 Налогового Кодекса РФ – “При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, исходя из принципа справедливости.”

Как действует этот принцип справедливости для налогоплательщика Австралии и как он способствует наполнению бюджета государства видно из следующих данных.

В Австралии установлена прогрессивная шкала НДФЛ:

- 20% работающего населения с годовым доходом до 18200 AUD вообще не платит НДФЛ.

- НДФЛ 13% облагаются лица, имеющие годовой доход 45000AUD.

- Меньше 13% облагаются лица с годовым доходом( 18200-45000)AUD . Это более 30% от общего количества работающих.

- Наименее обеспеченная часть трудоспособного населения c годовым доходом (0-37000)AUD -44% имеют ставку НДФЛ (0-9,6)% и вклад в бюджет-2,7% от общего НДФЛ

- Наиболее обеспеченная часть с годовым доходом 180000 AUD и выше-2,7%- имеют ставку НДФЛ (30,3-45)% и вклад в бюджет-28% от общего НДФЛ.

По данным Федерального казначейства Австралии 10% трудоспособного населения Австралии с годовым доходом выше 102000AUD обеспечивают поступления в бюджет – 52% от общего НДФЛ, из которых 28% обеспечивают лица с годовым доходом 180000AUD и выше -2,7% трудоспособного населения- 340 тыс.чел.

Прогрессивный характер системы подоходного налога в Австралии характеризуется снижением налоговой нагрузки на менее обеспеченную часть населения и обеспечением почти 50% дохода Федерального бюджета.

Единая ставка 13% имеет негативный социальный эффект за счет переложения налоговой нагрузки на бедных и менее обеспеченных граждан и имеет незначительное влияние на доходы консолидированного бюджета.

Не существует экономически высокоразвитых стран с единой ставкой НДФЛ. Такая система обеспечивает перераспределение налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями и формирует основу Федерального

бюджета.

Какова разрабатываемая Стратегия ЦСР по роли НДФЛ,как федерального налога,в формировании доходной части Федерального бюджета и установлению прогрессивной шкалы НДФЛ?

РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В 2016г. расходная часть Федерального бюджета – 16098 млрд.руб. или 330 млрд.USD,что сравнимо с расходной частью Федерального бюджета Австралии и составляют общие расходы бюджета на душу населения – Россия – 2260 USD/чел.,Австралия-14350 USD/чел.

Расходная часть Федерального бюджета отражает способности государства в основной сфере его деятельности – социальной политике в области социального обеспечения граждан, здравоохранения, образования.

Социальное обеспечение Россия -27,7%-4459млрд.руб.,при цене 50 руб./USD -89 млрд.USD или 610 USD/чел.

Австралия – 35,2%-118,5 млрд.USD или 5150 USD/чел.

Здравоохранение. Россия – 3%-483 млрд.руб.,9,66 млрд.USD или 66 USD/чел

Австралия -15,8%-53,4 млрд.USD или 2320 USD/чел.

Образование.Россия -3,6%-580 млрд.руб.,11,6 млрд.USD или 80 USD/чел.

Австралия -7,5%-24,6 млрд.USD или 1070 USD/чел.

Из этого видны незначительные возможности Федерального бюджета в финансировании проведения социальной политики,не удовлетворяющие потребности населения и требующие реформирования российской экономики.

Требуется социально-экономическая модернизация российской экономики,обеспечивающая высокий социальный эффект экономического развития,что должно найти отражение в специальном разделе разрабатываемой ЦСР Стратегии.

Реальная жизнь убедительно доказывает,что сырьевая модель российской экономики исчерпала все возможности и является тормозом в развитии Государства и обеспечении благосостояния и социальной защищенности граждан.

Результат – Россия с населением 146 млн.чел. имеет такой же ВВП,как Австралия

с населением 23 млн.чел., с вытекающими отсюда последствиями.

Ключевые проблемы российской экономики – высокая сырьевая зависимость, отсталая структура, низкая производительность, не соответствующая современному развитию налоговая система – не находят отражения в конкретных стратегических действиях Государства по экономическому развитию и Программных документах.

Представленные на сайте ЦСР материалы в рамках “Стратегия развития страны 2018-2024”позволяют сделать вывод,что высказанные известные направления развития экономики в общем виде говорят о том,что в ЦСР до настоящего времени нет конкретной определенности в Стратегии развития ,направлениях и сроках реформирования и видении будущего российской экономики.

Уважаемый Алексей Леонидович !

Понимая большую сложность поставленной перед Вами задачи и незначительное время работы руководителем ЦСР,разрешите выразить уверенность,что Ваши бесценный опыт управления финансовой политикой Государства в период становления российской экономики,понимание и стремление в ее реформировании,высокий авторитет и доверие Президента Российской Федерации позволят под Вашим руководством разработать в ЦСР первую эффективную Программу развития экономики России,доведенную до реформ и позволяющую,наконец,решить ключевые проблемы российской экономики и обеспечить достойное благосостояние и высокую социальную защищенность граждан России.

С уважением Э.Васильев

Гражданин Российской Федерации

Васильев Эдуард Федорович

7 февраля 2017 г.